+7 495 995-82-30
Москва
Ваш город Москва?
Нет

Статьи

С марта 2024 года бизнес будет обязан внедрить маркировку животных. Цель этой меры — обеспечить прослеживаемость продукции животноводства и предотвратить распространение болезней (пишет РИА «Новости»).

Что такое маркировка сельхозживотных

Маркировка нужна для идентификации животных. Для этого используются бирки, микрочипы или другие средства для отслеживания.

Она может быть как индивидуальной — для крупного рогатого скота, лошадей, служебных животных, так и групповой — для животных, содержащихся в одном помещении. Например, свиней, мелкого рогатого скота, домашней птицы, пчёл, пушных зверей, рыбы и иных объектов аквакультуры.

Вся информация — порода, дата рождения, данные о владельце, о прививках и лечении и другие — вносится в федеральную государственную информационную систему «Ветис», в модуль «Хорриот».

Правила маркировки вступают в силу с марта 2024 года, но предусмотрен переходный период, например, в сегменте крупного рогатого скота (КРС), лошадей, птицы и в свиноводстве до 1 сентября 2024 года.

Прозрачный путь

«За закон об обязательной маркировке сельхозживотных мы боролись более восьми лет», — говорит Сергей Юшин, глава Национальной мясной ассоциации (НМА). По его словам, для добросовестных производителей, которые заботятся о своём бизнесе и ответственно относятся к биобезопасности, а также к тому, какова может быть их роль в распространении болезней, в том числе опасных для людей, маркировка — благо.

Источник: Росстат, данные ноября 2023 года
Поголовье сельхозживотных в России
Источник: Росстат, данные ноября 2023 года

По данным НМА, Россия занимает четвёртое место в мире по объëму производства мяса. Для стабильной работы отрасли нужен высокий уровень защиты от биологических рисков.

«Та же африканская чума свиней (АЧС) свирепствует во многих странах, нанося ущерб бизнесу. От неë страдает, в частности, Германия, которая не может экспортировать свинину. В результате производство свинины в Европе упало на 8%. А Китай из-за АЧС ранее потерял порядка трети поголовья, из-за чего цены в стране на свинину выросли в два-три раза», — обращает внимание Юшин.

Для противостояния этому заболеванию в России создана целая система мер ветбезопасности, маркировка станет её частью. Она поможет выявлять источники и пути распространения возбудителей заразных болезней, поясняет гендиректор агрохолдинга «Юбилейный» Сергей Мамонтов. Поэтому введение обязательной маркировки животных сделает рынок более прозрачным, считает он. После убоя идентификационный номер можно будет переносить и на туши, и на отрубы, и на продукцию переработки.

Сейчас после убоя прослеживаемость животного, как правило, заканчивается, отмечает Юшин. Нет информации, сколько и какой продукции произведено на мясокомбинате, какие её части использованы в выпуске фарша, колбас, в какие точки продаж идут поставки. «Чтобы уйти от этого, вводится идентификация животного, а далее и продукции переработки. Эта информация нужна контролирующим органам и конечному потребителю», — говорит руководитель НМА.

После введения обязательной маркировки будет отслеживаться вся цепочка — от того, чем кормили и лечили скот, до того, на какой мясокомбинат пошло мясо и какой продукт из него выпустили. По штрих-коду потребитель с помощью приложения на телефоне получит все сведения, поясняет эксперт.

Роль маркировки растёт и на фоне того, что Россия увеличивает поставки продукции животноводства на экспорт. «Проще будет убеждать торговых партнёров в том, что у нас есть прослеживаемость не только электронная, но и идентификация животных, которая есть во многих странах», — говорит Юшин.

Маркировка на практике

Многие российские хозяйства, по словам Юшина, уже маркируют животных для управления бизнес-процессами, для них этот механизм не нов. «Например, в “Экониве” каждая корова и бычок идентифицированы. Такая же ситуация на большинстве предприятий свиноводческой и птицеводческой отраслей — там, как правило, используется групповая идентификация», — перечисляет он.

Для агрохолдинга «Юбилейный» это тоже привычный процесс, замечает Сергей Мамонтов. «На протяжении четырёх лет мы маркируем животных методом нанесения групповых номеров в день рождения. Это эффективный способ выполнения ветеринарных требований по идентификации животных», — делится он.

Что животноводам даёт маркировка? Она не только помогает улучшению эпизоотической ситуации в стране, так как делает прозрачной всю информацию о животном, но и помогает в управлении поголовьем, позволяет снижать количество задействованных на производстве сотрудников, отмечает глава НМА.

Сколько это стоит

Учёт в модуле «Хорриот» осуществляется бесплатно, затраты предприятий придутся только на сами средства маркировки.

Животноводам доступно несколько способов маркирования. Для КРС — это бирки, ошейники, электронные метки, электронные ошейники, микрочипы, внутрижелудочные микрочипы, поясняет руководитель направления проектных продаж группы компаний «Силтэк» (разработчик и производитель ушных бирок для животных) Богдан Зинченко.

Основным способом маркировки считается ушная бирка. Она может обойтись в 18 рублей на одно животное. Однако 30% бирок теряется в период содержания, поясняет Мамонтов. С учётом того, что в год «Юбилейному» необходимо забирковать 205 000 поросят, компании потребовалось бы около 5 млн рублей. Из них потери составляли бы около 1 млн рублей или 20%, подсчитал топ-менеджер. Сейчас компания использует метод татуирования, его стоимость — около 5 рублей на голову или 250 000 рублей в год на предприятие.

Сергей Мамонтов,генеральный директор агрохолдинга «Юбилейный»:

«Ещё один вариант — маркировки электронной ушной меткой (RFID-метка). Плюсы метода в том, что он считается наиболее безопасным и гуманным, не вызывает аллергии, исключено его врастание в мягкие ткани или мигрирование по организму. Стоимость чипа в среднем составляет 115 рублей».

По словам Мамонтова, для маркировки товарного поголовья, жизненный цикл которого 5—6 месяцев, RFID-метки пока дороги. Их целесообразно рассматривать как метод маркировки животных для воспроизводства стада, так как у них цикл жизни — до пяти лет.

Готов ли рынок к маркировке?

«Мы уже наблюдаем повышение спроса, на ушные бирки в этом году он вырос на 20%», — говорит Богдан Зинченко. Дефицита маркировочных решений в «Силтэке» не ожидают — отечественные предприятия готовы к расширению спроса. В России есть несколько производителей ушных бирок, продукция также завозится из Китая и других стран, говорит Зинченко.

Стоимость решений по маркировке животных, по крайней мере российского производства, вряд ли изменится в ближайшее время, рассуждает он. Цена импорта полностью зависит от курса валюты, добавляет Зинченко.

Правда, пока не все существующие решения для маркировки подходят под стандарты, предусмотренные системой «Ветис», поясняют участники рынка. Например, на обычный маркер необходимо наносить и цифры, и буквы, но зачастую оборудование позволяет ставить только цифры, говорит Мамонтов. Есть расхождения и для подкожных микрочипов и электронных бирок. Но эти задачи решаемы, отмечает Зинченко.

Маркировка сельхозживотных встраивается в общую систему цифровизации АПК. В 2022 году в России начала работать ФГИС «Зерно». Ежемесячно в ней оформляется почти 700 000 сопроводительных документов на зерно и продукты его переработки. Одновременно с этим внедрена ФГИС «Сатурн» для учёта используемых средств защиты растений.

СБЕР Про, 8 февраля 2024 г.

Читать статью в источнике.

Подписка

Узнавайте первыми о новинках и специальных предложениях “Силтэк”

Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*